История обуви
По сравнению с прочими предметами одежды человеческая обувь за прошедшие столетия изменилась весьма незначительно. Господствующие классы, разумеется, во все эпохи носили обувь самых немыслимых стилей и фасонов, однако все эти пертурбации никак не сказались на внешних формах обуви простого народа. Для работы на земле требовалась грубая и прочная обувь; утвердившись однажды, в дальнейшем этот стиль никак не подвергался воздействию моды. Башмаки стоили дорого, и их не так легко было изготовить в домашних условиях. В отличие от иных деталей костюма, соткать и сшить которые было относительно несложно, для изготовления обуви требовались специальные сапожные инструменты. Крестьяне раз и навсегда остановили свое внимание на простой форме обуви, в равной степени дешевой и практичной.
Первобытные поселенцы вообще не носили обуви, и для многих малоразвитых народов она до сих пор остается предметом мечтаний. В некоторых странах и сегодня является обыденным встретить бредущего босиком по проселочной дороге крестьянина, который надевает загодя припасенную обувь только перед тем, как войти в город.
На самых древних египетских фресках часто встречаются изображения шествующего босиком знатного господина, за которым следует его раб, держащий в руках наготове его туфли на случай, если они вдруг понадобятся хозяину. В свое время обувь являлась признаком высокого социального статуса, и простым крестьянам и рабам не дозволялось следовать обычаям своих господ. В некоторых странах, привычка носить обувь считалась «женской» и не приличествовавшей мужчинам-воинам. Рабам часто не разрешалось иметь обувь с целью предотвратить их возможные побеги.
Самые первые туфли или сандалии, очевидно, делались, из сшитых пальмовых листьев, папируса или растительных волокон. Их форма была очень простой – обувь не соскальзывала с ноги, удерживаемая лентами из льняной ткани или кожаными ремешками. Такая обувь у различных народов носила разные имена, одним из которых было латинское солеа, от которого позднее произошло английское слово «соул» («подошва, подметка»). Испанские альпаргатас с веревочной подошвой и холстинным верхом, французские эспадриль, итальянские чиочи (от латинского «сициония») и ушуты Южной Америки – все они произошли от обуви самой простейшей формы, изобретенной римской цивилизацией.
Другим вариантом крестьянских сандалий, который сохранился в первозданном виде до наших дней, являются шлепанцы, удерживаемые на ноге с помощью двух ремешков. Такая форма обуви сегодня обрела свое воплощение в японских гета, или зори, а также в сандалиях жителей Аравии, Северной Африки и отдельных районов Южной Америки. Актеры и лицедеи античной Греции натягивали на ноги легкие шлепанцы, называвшиеся соккус, от названия которых произошло и современное английское слово «сок» («носок»). Со временем на соккусе, который делался из мягкой кожи или шерсти, появился ремешок, отделявший большой палец ноги от остальных. Такую форму шлепанцев (предшественников японской рабочей обуви таби, или як таби) носили высокопоставленные граждане. Один из наиболее типичных вариантов крестьянской обуви мастерился из звериных шкур, когда простой кусок кожи обертывался вокруг споты и фиксировался ремешками. Иногда шнурки завязывались под коленом или перекрещивались на икрах или нижней части штанины.
Истории известно несколько типов подобной обуви, начиная от шотландских гилли и кончая обувью горских народов балканских стран. Существовал и так называемый «задранный» вариант такой обуви, когда носок туфли с помощью ремешков как бы подтягивался вверх к голени. Таким образом обувь предохранялась от царапин и повреждения грубой почвой и камнями. В древности использование звериных шкур для изготовления обуви было связано с теми же самыми суевериями, что повлияли и на появление такой же одежды, – первобытные люди верили в то, что они могут перенять силу, храбрость и выносливость убитого ими животного. Североамериканские индейцы шили себе мокасины из шкур бизонов, форма которых варьировалась в зависимости от климатических суловий и традиций. Жители арктических побережий обертывали ноги шкурами тюленей, что позднее привело к появлению меховых сапог, известных как эскимосам Гренландии, так и народам русского Севера и Сибири. Для большего согревания эта обувь носилась мехом вовнутрь. В странах с более жарким климатом, мех соскабливали, и использовалась одна лишь кожа. Дерево для изготовления обуви использовалось намного реже, хотя иногда из него делали подошвы сандалий. Из-за грубости материала дерево резко ограничивало подвижность стопы, что было неприемлемо, для первобытных охотников, скотоводов и земледельцев.
В Древнем Риме пленникам насильно надевали на ноги деревянные сандалии, привязывая их к ноге полосками ткани, что резко затрудняло любой побег. В XVI, XVII и даже XVIII веках знатные городские модницы для защиты ног от уличной грязи иногда одевали уличные сабо или клопфы – башмаки на толстой подошве, закрепленные металлическим обручем. Крестьяне иногда носили особые башмаки, называвшиеся галоши, у которых подошва была деревянной, а верх – из кожи. Впервые подобная обувь появилась в горных массивах Арденн. Такая деревянная обувь была весьма практичной, и потому какое-то время она пользовалась широкой популярностью у жителей Нидерландов и Северной Франции – поскольку позволяла сохранять ноги сухими и была очень прочной. Деревянные башмаки делались из ивы, тополя и других пород дерева, которые не раскалывались и не шли трещинами при носке. В основном подобную обувь использовали жители равнинных стран; жителям горных областей требовались более гибкие башмаки, которые позволяли бы им карабкаться и передвигаться по крутым и неровным поверхностям.
Примерно к 1570 году в Нидерландах сформировалась гильдия мастеров сапожных дел, изготавливающих деревянные клопфы. Даже в наши дни в отдельных районах Голландии во время полевых работ крестьяне пользуются подобной обувью. В Англию деревянные башмаки попали намного позднее, где в XIX столетии начали пользоваться популярностью в первую очередь у работников сельских мельниц в северных районах страны. Клопфы или сабо стали основной обувью для крестьян, место которой в воскресные или праздничные дни занимали кожаные ботинки, часто украшенные серебряными пряжками в стиле XVIII века.
Еще одной формой крестьянской обуви являлись сапоги, придуманные для дополнительной защиты лодыжек и голеней. Для защиты нижней части ноги от колючек, укусов зверей и от трения во время верховой езды, а также от холода и снега использовались шкуры, кожа, кора деревьев, ткань, металлические пластины и даже кольца. Иногда к сапогам прикреплялись штаны, хотя всегда существовала и альтернатива носить их раздельно.
Сапоги были известны человечеству еще в глубокой древности; особой популярностью они пользовались у античных воинов, предпочитавших носить сапоги красного цвета, поскольку на них была не так заметна кровь, выступавшая из ран или кровавых мозолей, появлявшихся в результате беспощадной муштры. По мере развития военной униформы красный цвет сменился на черный. В Европе сапоги появились и вошли в обиход во времена Великого Переселения народов, после успешных вторжений иноземных армий и, в первую очередь, свирепых степных кочевников. Сапоги стали основной формой обуви европейских скотоводов и кавалеристов, а в таких странах, как Россия, Венгрия и Польша, где кавалерия долгое время являлась основным родом войск, а непрерывные набеги агрессивных соседей и гражданские усобицы на протяжении столетий постоянно вынуждали все без исключения население браться за оружие, сапоги вообще превратились в неотъемлемую деталь национального костюма.